Октябрь, 2020. Консультация для воспитателей: «Влияние музыки на здоровье детей»
Звук.
Один
из основных каналов восприятия человека – слух. Звуки окружают ребенка еще в
утробе мамы – есть мнение, что звук льющейся воды успокаивает малыша именно
потому, что он слушал что-то похожее до рождения. В 2–3 месяца ребенок на звуки
уже реагирует эмоциями, а с 7–8 месяцев пытается подражать тому, что слышит.
Ребенок с самого рождения охотно прислушивается к негромким мелодиям и мягкому,
спокойному и ласковому тембру голоса. А вот резкие звуки, шум, гневная речь его
раздражают. Поэтому и мелодии для новорожденного стоит выбирать спокойные,
негромкие, включать их дозировано.
Музыка
Музыка
- одно из самых сильных средств
воздействия на любого ребенка. Некоторые полагают даже, что классические
произведения способны оказать благотворное влияние не только на здоровье и
умственные способности, но и на внешние данные ребенка.
Музыка - одно из древнейших видов искусств.
Она имеет огромное влияние на развитие человека, на формирование его
эмоциональности, духовного развития, речи и интеллекта.
Основные направления влияния музыки на человека и
его организм
Музыка,
воздействуя на чувства, вызывает
настолько глубокие эмоции, что
влияет и притягивает к себе сильнее, чем любой вид деятельности. Необходимо в
первую очередь, развивать
у детей эмоциональную
отзывчивость на музыку,
формировать навыки восприятия
музыки, которая сделает их
жизнь ярче и
богаче.
Влияние музыки
на эмоционально-волевую сферу заключается в том, что она успокаивает
(эмоционально), активизирует, побуждает к деятельности (например,
рисование под музыку),
объединяет (во время
любой совместной деятельности, в танцах), расслабляет (физически),
концентрирует.
Польза музыки
Пользу
регулярных занятий музыкой для гармоничного развития мозга подтверждают и
данные обычных медицинских исследований (например, магнитно-резонансная
томография). На МРТ людей,
которые с детства занимались музыкой, видна более симметричная структура мозга,
где правое и левое полушарие развиты одинаково.
Исцеляющие возможности музыки
В
наши дни доказано, что некоторые мелодии (в основном, классические):
·
благотворно
влияют на общее состояние;
·
успокаивают,
расслабляют, справляются с грустью и апатией;
·
способствуют
нормализации частоты сердечных сокращений, дыхания, артериального давления,
уменьшают боль;
·
способствуют
концентрации, повышению жизненного тонуса – при плохом аппетите малышам
предлагают слушать музыку перед едой, бравурные марши полезно включать во время
зарядок и активных игр.
Музыкотерапия
Существует целое направление – музыкотерапия:
мелодиями и пением лечат многие заболевания и отклонения, в том числе у недоношенных
детей, на которых наиболее благотворно влияет Моцарт. Впрочем, замечено особое
влияние музыки великого композитора и на умственное развитие любого ребенка.
Сегодня
существует лечебно-воспитательный метод на основе музыкотерапии. Музыкотерапия - метод психотерапии, основанный на
эмоциональном восприятии музыки. В зависимости от мелодии, ее ритмической
основы и исполнения музыка может оказывать самые разнообразные эффекты - от
индивидуального ощущения внутренней гармонии и духовного очищения до
неуправляемого агрессивного поведения больших человеческих масс. Ее можно
использовать для влияния на самочувствие человека.
Достоинствами музыкотерапии являются:
1. Абсолютная безвредность;
2. Легкость и простота применения;
3. Возможность контроля;
4. Уменьшение необходимости применения других
лечебных методик, более нагрузочных и отнимающих больше времени;
Применение на практике
В детском
саду музыка активно
используется в оздоровительной работе с детьми. Каждый день
начинается с утренней гимнастики
под музыку, которая мобилизует физические
силы, улучшает дыхание,
укрепляет и развивает мышцы.
Музыка создает положительный
эмоциональный настрой детей на
целый день и задает определенный темп движения.
На
музыкальных занятиях все виды
деятельности: слушание, пение, игра на ДМИ, дидактические игры,
музыкально-ритмические движения способствуют укреплению и сохранению здоровья
дошколят. Средняя продолжительность и
частота чередования различных
видов музыкальной деятельности ориентировочно
составляет 3-10 минут
(в зависимости от возраста
детей). Музыкальные занятия
с использованием технологий здоровье-сбережения эффективны
при учете индивидуальных и возрастных особенностей каждого ребенка,
его интересов.
Слушание музыкальных произведений улучшает
психоэмоциональное состояние
дошкольников. Часто дети,
слушая классическую музыку, выражают свои
впечатления в танцевальных
импровизациях. Слушание правильно
подобранной музыки (лучше классической: П. И Чайковского, М.И. Глинки, А.
Вивальди, Ф. Шопена, И. Штрауса, Г Свиридова, Д. Кабалевского) повышает иммунитет
детей, снимает у них напряжение
и раздражительность, головную и
мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Танцы, ритмичные
движения, подвижные игры
восполняют физиологическую потребность детского растущего организма в
движении. Они мобилизуют физические силы,
улучшают дыхание, активно
влияют на кровообращение, вырабатывают
грацию, координацию движений. Немаловажно, что
такая коллективная деятельность
развивает у детей организованность, дисциплину,
ответственность, взаимовыручку, внимательное отношение к окружающим,
самостоятельность.
Пение, песенное творчество,
распевки, артикуляционная гимнастика – помогает детям
расслабиться, избавляет от
стрессов, облегчает общение.
Это идеальный способ помочь
детям с нарушениями
речи. Оно улучшает
их артикуляцию, дикцию. Систематические занятия пением развивают
экономное дыхание, благотворно влияют на
стенки кровеносных сосудов,
укрепляя их. Звук, зарождающийся
во время пения,
только на 15-20%
уходит во внешнее пространство. Остальная
часть звуковой волны
поглощается внутренними органами, приводя
их в состояние
вибрации, что помогает
стимулировать и улучшать их
работу.
Музыкальная игра всегда
привлекает детей, особенно
если в ней используются атрибуты и элементы
театральных костюмов. Важное место на
музыкальных занятиях занимают
пальчиковые игры, которые исполняются
как песенки или
произносятся под музыку. Они развивают речь ребенка,
двигательные качества, координацию пальцев рук (это важно при подготовке к
рисованию, письму, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и
речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление).
В
детском саду давно и прочно вошла в жизнь театрализованная деятельность
детей. Это маленькие
сценки, большие спектакли
и сказки, инсценировки стихов
и песен. Все театральные постановки в ней максимально
наполнены музыкой. Это
одна из форм организации деятельности детей в детском
саду, которая включает все разделы музыкального воспитания: пение,
музыкально - ритмические
движения, слушание музыки, игра
на детских музыкальных
инструментах. Разнообразный материал театральных постановок
включает в себя
детскую, народную, классическую музыку. Через
образы, краски, звуки,
умело поставленные вопросы, заставляющие ребёнка
думать, делать выводы
и обобщения, наши
дети знакомятся с окружающим
их миром. Здесь
активизируется их словарь, совершенствуется звуковая
культура речи, её
выразительность, улучшается диалогическая речь.
Театрализованная
деятельность, несомненно, является источником развития чувств,
переживаний и открытий ребёнка, укрепляет его эмоциональное и физическое
здоровье.
В детском
саду регулярно проводятся праздники: календарные, тематические. Для
подготовки к ним
дети тратят много
сил, при этом
идёт развитие всех групп
мышц, тренируется память,
мышление, укрепляется психологическое равновесие
детей. Мы регулярно
проводим и народные праздники. Исследования
показывают, что занятия
фольклором помогают ребенку найти
гармоничный выход из
самого возбужденного состояния,
они гасят реакции стресса.
А вообще праздник
– это всплеск
положительных эмоций, таких полезных для здоровья наших воспитанников.
Музыкальное
сопровождение в ДОУ присутствует на спортивных
досугах и соревнованиях, общих
мероприятиях детского сада,
занятиях, совместных с воспитателями. Например:
музыка и правила
дорожного движения, музыка и рисование.
Таким образом, мы видим, что в детском саду
музыкальному воспитанию уделяется большое внимание в плане разностороннего
развития дошкольников. Музыка помогает создать полноценные условия для
сохранения и укрепления здоровья детей. Ребенок слушает музыку, поёт, танцует,
играет на музыкальных инструментах.
Моя рекомендация
Музыкотерапия – важная составляющая музыкально–оздоровительной работы в ДОУ. Так, например. можно создать в групповых помещениях музыкальные фонотеки, которые будут способствуют коррекции психофизического состояния (статуса) детей в процессе их двигательно–игровой и обучающей деятельности. Так же, применять музыкотерапию можно в группах - утром, когда встречают детей, днем - когда укладывают на дневной сон и поднимают после сна под соответствующую музыку. Можно использовать ее в качестве фона при проведении занятий в группах и в свободной деятельности.
Прошлое
(история)
Музыка и здоровье в разные времена
Человечество
издревле знакомо с врачующим
действием музыки. Пифагор -
первый, кто научно подошёл к
музыкальному искусству и
сказал, что музыка
способствует здоровью души и
тела. Платон, великий учитель
древности и последователь учения Пифагора, считал музыку главным средством
воспитания гармонической личности. Аристотель также
утверждал, что с
помощью музыки можно
определенным образом влиять на
формирование человека и что музыка способна оказывать известное воздействие на
этическую сторону души.
Мудрые
всегда признавали особую силу звуков. Так,
еще в древние времена музыку применяли в лечебных целях: например в 3 в. до н. э. в Парфянском царстве был выстроен медицинский центр. Здесь лечили
музыкой от тоски и душевных переживаний. Так, ещё в египетских папирусах были найдены упоминания о том, как древние
жрецы оздоравливали египтян с помощью мелодии и звуков.
Догель, Петровский, Бехтерев
Еще в XIX
веке ученый Ива́н
Миха́йлович До́гель (1830—1916) установил, что под воздействием музыки меняются кровяное
давление, частота сокращений
сердечной мышцы, ритм и
глубина дыхания, как
у животных, так
и у человека.
Известный русский
хирург академик Бори́с Васи́льевич Петро́вский
(1908 – 2004 ) использовал
музыку во время
сложных операций: согласно его
наблюдениям под воздействием музыки
организм начинает работать
более гармонично.
Выдающийся психоневролог академик Влади́мир Миха́йлович Бе́хтерев (1857 - 1927) считал, что
музыка положительно влияет
на дыхание, кровообращение, придаёт физическую бодрость.
Уже давно известно,
что звуки колокола, содержащие в
себе резонансное ультразвуковое
излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи
и вирусы гриппа.
Настоящее
Современные
родители все реже заботятся о музыкальном образовании своих детей, а ведь этим
они лишают их целой сферы человеческого духа, обедняют его мир.
Замечено,
что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более
выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей,
более вдумчивы и внимательны.
Многочисленные
исследования показывают, что занятия музыкой и даже просто регулярное
прослушивание ее благотворно влияют на:
·
коммуникативные
способности детей,
·
развитие
у них памяти, воображения, пространственного мышления,
·
усидчивость,
целеустремленность, самостоятельность,
·
аккуратность,
грамотность, творчество,
·
усвоение
учебного материала,
·
формирование
художественного вкуса и эстетическое развитие.
Даже
если ребенок, занимающийся музыкой, не станет профессиональным музыкантом, это
лишь положительно повлияет и на его интеллект, и на развитие в целом.
Этой точки зрения придерживается и Черниговская Татьяна Владимировна - доктор наук, нейролингвист, нейробиолог.
Связь музыки и речи подтверждает и нейролингвист, доктор наук Татьяна Черниговская.
По словам Татьяны Владимировны, зоны мозга, которые занимаются обработкой
музыки, находятся близко или непосредственно в тех же местах, где и речевые. То
есть музыка — спутница речи, она
приучает ребенка улавливать детали, интонации, эмоции. Словарный запас имеет и
машина, но для разговора и креативного письма — нужна музыкальность, ритм и
именно уроки музыки помогут ребенку ее развить.
Цитата:
«Я уверена, что каждого ребенка нужно учить музыке, потому что это тонкая
иизысканная настройка нейронной сети — и неважно, станет он профессионалом или
нет. Музыка учит обращать внимание на
детали: какой звук выше, а какой ниже, какой короче, а какой длиннее –
это подготовка к чтению, письму, дальнейшей сложной когнитивной работе», — так
утверждает Татьяна Черниговская. Кстати, она же заметила, что те, кто с детства
занимается музыкой, оздоравливают мозг и на годы отодвигают болезнь
Альцгеймера.
Цитата: «Если голову тренировать с детства, то память будет ухудшаться с гораздо меньшей скоростью. Когда человек играет на фортепиано, правая его рука выполняет одну работу, левая – совершенно другую, и это страшное напряжение мозга. И я еще ничего не говорю, про смыслы, эмоции, только про технику».
Муз.сопровождения
Список произведений
Музыка
для ребенка – это неиссякаемый источник гармонии, здоровья, развития
способностей и душевного равновесия. Важно правильно подобрать произведения и
как можно раньше начать знакомить с ними малыша.
Музыкальному руководителю важно следить за
реакцией ребенка на то или иное произведение. Ведь то, что нравится одному,
может отнюдь не понравиться другому.
·
Начинать
знакомство малыша с музыкой лучше не с симфоний, а с простых пьес, например
Листа, Глинки. Дети хорошо воспринимают Моцарта, Вивальди, Брамса, Чайковского,
Гайдна, Шумана.
·
Чем
возбудимее ребенок, тем более спокойные мелодии ему стоит слушать – например,
вторые части сюит и инструментальных концертов. А малышам, чья активность
оставляет желать лучшего, следует слушать мелодии в темпах «аллегро» или марши.
·
Музыка,
как и любое воздействие на ребенка, должна быть дозирована – по громкости,
длительности и т. д. Чем младше малыш, тем спокойней должна быть мелодия.
·
Громкость
не должна превышать громкость разговорной речи, а колонки надо располагать на
расстоянии не меньше 1 метра от малыша.
· Длительность музыкального сеанса может быть от нескольких минут до получаса, а самих таких сеансов – не более трех в день (исключение – колыбельные).
Считается, что разные произведения
воздействуют по-разному.
·
Успокаивают,
расслабляют: флейта, скрипка и фортепиано; звуки природы – шум леса, моря,
негромкие трели птиц; «Колыбельная» И. Брамса, «Аве Мария» Ф. Шуберта, «Свет
луны» К. Дебюсси, сочинения Р. Шумана.
·
Снижают
чувство тревоги: мажорные произведения с невысоким темпом, народная музыка,
народные детские песни, «Мазурка» и «Прелюдии» Ф. Шопена, вальсы Р. Штрауса.
·
Снижают
возбуждение: «Симфония» Й. Гайдна, «Лунная соната» и «Симфония ля-минор» Л.В.
Бетховена.
·
Повышают
настроение: сочинения В.А. Моцарта, «Менуэт» Г. Генделя.
·
Повышают
активность: «Шестая симфония» (часть 3) П.И. Чайковского, увертюра «Эдмонд»
Л.В. Бетховена, «Прелюдия 1» (опус 28) Ф. Шопена, «Венгерская рапсодия 2» Ф.
Листа.
·
Уменьшают
боль: «Симфония № 40» В.А. Моцарта, «Венгерская рапсодия 1» Ф. Листа, сюита
«Маскарад» А. Хачатуряна, «Фиделио» Л.В. Бетховена, Полонез Огинского,
«Весенняя песня» Ф. Мендельсона.
·
Успокаивают
перед сном: «Грезы» Р. Шумана, «Мелодия» К.В. Глюка, пьесы П.И. Чайковского,
«Пер Гюнт» Э. Грига.
·
Активизируют
умственную деятельность: отрывки из фортепьянных сонат и концертов В.А.
Моцарта, Рондо из его «Маленькой ночной серенады».