Апрель, 2021. Консультация для родителей: «Роль сказки в жизни ребёнка»

  Здравствуйте, уважаемые родители!

«…Она средство приобщения ребенка к жизни людей, к миру человеческих судеб, к миру истории… Кладезь характеров и судеб, откуда ребенок черпает сведения о реальности, которой он еще не знает, черты будущего, о котором еще не умеет задумываться…»

Д. Родари

    На музыкальных занятиях в детском саду мы часто используем музыкальные инструменты при рассказывании сказки. Благодаря использованию музыкальных инструментов: барабан, колокольчик, дудочка, трещотка и т.д., сказка становится более интересной, живой, яркой. Но для чего и какую роль играет сказка в жизни ребёнка?

Роль детских сказок в развитии детей многогранна. От развития фантазии до развития правильной речи. Сказка является неотъемлемым элементом в воспитании детей. Она на доступном языке учит детей жизни, рассказывает о добре и зле. Ведь сказка не только развлекает, но и ненавязчиво воспитывает. Она - универсальный учитель. Дети легче понимают сказку, чем пресную взрослую речь. Поэтому если взрослые хотят помочь объяснить что-то ребёнку, поддержать его, придётся вспомнить язык детства – сказку. Читая и рассказывая сказки, мы развиваем внутренний мир ребёнка. Дети, которым с раннего детства читали сказки, быстрее начинают говорить, правильно выражают свои мысли.

Есть утверждение, что детей, неспособных понимать на слух простейших фраз, становится все больше. А все из-за того, что родители перестали читать им сказки и не разговаривают с ними. Именно сказка – самый главный инструмент ненавязчивого обучения. До семи лет у детей преобладает наглядно – образная форма мышления, и сказка как раз создает в сознании ребенка яркие образы героев и сюжетов, которые хорошо усваиваются и надолго запоминаются. Сказки и правда считаются мощнейшим инструментом обучения детей, ведь именно они дают наставления. Слушая сказку, дети ставят себя на место героя. Именно это позволяет им усваивать важную жизненную информацию, связанную с такими понятиями как: моральные ценности, отношения между людьми, добро и зло, правила поведения в обществе. Сказки воспитывают в детях положительные качества и создают невероятные эмоции. Постепенно, без давления со стороны взрослых, дети учатся отличать добро и зло, сопереживать положительным героям, мысленно преодолевать с ними вместе различные трудности и испытания, а так же счастливые моменты.

Русские народные сказки играют большую роль в формировании у детей музыкального слуха, вкуса к поэзии, любви к природе, к родной земле. Они возникли в незапамятные времена. Русские народные сказки – это самый популярный и самый любимый детьми жанр. Все происходящее в этих сказках фантастично и замечательно по своей задаче: герои этих сказок, попадая из одной опасной ситуации в другую, спасает своих друзей.

Однако, не достаточно просто прочитать сказку. Чтобы ребенок ее лучше запомнил, нужно помочь ему понять ее, пережить вместе с героями различные ситуации. Проанализировать поступки персонажей, представить себя на их месте.

Неразрывная связь сказок и музыки отображены в творчестве многих композиторов которые писали музыку для детей. Например, всем известный «Детский альбом» П.И.Чайковского. Какие только жизненные и даже сказочные ситуации не отображены в такой музыке! Композитор, словно художник кистью, нарисовал музыкальными красками удивительно интересные картинки из жизни ребёнка. Здесь и «Игра в лошадки», и «Марш деревянных солдатиков», «Болезнь куклы», «Новая кукла». Здесь вы услышите очень ласковые, мечтательные пьесы «Сладкая греза», «Мама», «Зимнее утро» и много других очаровательных музыкальных зарисовок. Такие же музыкальные альбомы, адресованные юным слушателям, есть и у других композиторов. У С.С.Прокофьева этот альбом называется «Детская музыка». Музыкальные пьесы как бы рисуют день, прожитый ребёнком. Послушайте из этого сборника «Сказку» или поэтическую пьесу «Ходит месяц над лугами». В «Альбоме для юношества» Р.Шумана детям обязательно должны понравиться и «Смелый наездник», и «Весёлый крестьянин», и немножко загадочная пьеса «Отзвуки театра». А красочное произведение «Дед Мороз» оживит фантазию и воображение любого слушателя. В «Детском альбоме» А.Гречанинова каждого может рассмешить музыкальная пьеса «Верхом на лошадке», а «Необычное путешествие», возможно, кого-нибудь даже чуть-чуть напугает. А произведения композитора С.Майкапара «В садике», «Пастушок», «Маленький командир» будут близки и понятны даже самым маленьким. После прослушивания побеседуйте с ребёнком о прослушанной музыке. Главное, чтобы прослушанное произведение нашло эмоциональный отклик в душе ребёнка. Активизируйте и поощряйте фантазию ребёнка при восприятии музыки. Многим детям доставляет удовольствие рисовать под музыку. Родители могут придумать несложные игры, подобрать музыкальные отрывки имитирующие шум моря, стук дождя и попросить ребёнка узнать воспроизведённые в музыке явления. Время от времени необходимо возвращаться к прослушиванию тех же самых произведений. Чем чаще слушаешь знакомые произведения, тем с каждым разом они больше нравятся. Постарайтесь сделать прослушивание музыки регулярным занятием, выделите для слушания специальное время.

Уважаемые родители, попробуйте не только рассказать сказку или интересную историю, но и озвучить её музыкальными инструментами. На основе небольших историй можно устраивать даже замечательные музыкальные спектакли. Так, «шумовое сопровождение» не требует особых музыкальных навыков. Совместное музицирование и игровая деятельность взрослого и детей формирует навыки общения. У детей развивается слух, они различают даже небольшие оттенки звучания, громкость. А также у малышей развивается слуховая память, они учатся внимательно слушать и быстро реагировать на отдельные слова сказок.


Успехов и фантазии!

С уважением, Татьяна Игоревна.