Май, 2021. Консультация для родителей: «Картотека музыкальных игр»
Здравствуйте, уважаемые родители!
Приближается летний сезон и у многих
появляется возможность взять отпуск, отдохнуть, провести время со своей семьёй.
Провести время с пользой для Вас и Вашего малыша поможет картотека музыкальных
игр. Игра — отличный способ обучения и воспитания для малыша. В игре ребёнок
развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в
будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его
отношения с людьми. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, вызвать
интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить
и понимать музыку.
«КАК БЕГАЮТ ЗВЕРЯТА»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.
Игровая задача: Выстукивать кулачками ритм, который соответствует
образу зверей: медведю, зайцу, мышонку и т.д.
«ПЕСЕНКИ-РИТМЫ»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.
Игровая задача: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок.
Игровые правила: Взрослый проговаривает стихотворение, а ребенок
прохлопывает.
●
«Лошадка»: «Вот лошадка - тонконожка -
цок-цок-цок (хлопки). Скачет, скачет по дорожке-цок-цок-цок. Звонко цокают
копытца - цок-цок-цок. Приглашают прокатиться - цок-цок-цок».
●
«Воробушки»: «Стало солнце пригревать, вьют
пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки - Чик-чик, чик-чирик,
чик, чик, чик (хлопки)».
●
«Неваляшки»: «До чего же хороши неваляшки-малыши.
Низко наклоняются, звоном заливаются. Дили-день, дили-день, дили-дили-дили-день
(хлопки). Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон. Дили-дон,
дили-дон (хлопки)».
«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЕТ КОТИК»
Дидактическая задача: Формировать умение различать тембры
различных музыкальных инструментов: погремушки, барабана, бубна, ложек,
дудочки, колокольчика.
Игровая задача: Запоминать звучание каждого инструмента.
Игровые правила: Внимательно слушать какой инструмент играет и помочь
герою отгадать.
Ход игры: К детям в гости приходит котик с волшебной коробочкой с
инструментами. Ребёнок угадывают, на чем играет котик.
«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»
Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальную
память, тембровый слух.
Игровая задача: Связать героев сказок с определенным музыкальным
инструментом.
Игровые правила: Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по
звучанию соответствующего музыкального инструмента.
Ход игры: Дети знакомятся с
персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа
есть любимый музыкальный инструмент: у медведя – бубен, у зайца – барабан, у
петушка – погремушка, у птички - колокольчик. Дети запоминают, у кого из зверей
какой любимый инструмент и угадывают его звучание.
«ЭХО»
Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.
Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.
Игровые правила: Правильно повторять ритмический рисунок.
Ход игры: Взрослый проговаривает текст с ритмическим постукиванием:
«Тук, тук,
тук-тук-тук. Мы в лесу слыхали стук.
Тук, тук, тук-тук-тук. Это дятел сел на сук». Взрослый задает ритмический
рисунок, дети повторяют.
«НАЙДИ ИГРУШКУ»
Дидактическая задача: Развивать способность различать
звуки по силе звучания.
Игровая задача: У кого точнее получиться различать динамические
оттенки: громко, тихо.
Игровые правила: Найти игрушку, слушая громкость звучания. Игровой
материал. Любая игрушка.
Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все
договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, по громкости
звучания песни, которую поют все играющие или песня звучит в записи: звучание
усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает
по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при
повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как
развлечения.
«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»
Дидактическая задача: Развитие тембрового слуха.
Игровая задача: Кто быстрее на слух определит инструмент.
Игровые правила: По слуху дети определяют инструмент и выигрывают
фишку.
Выигрывает тот, у кого окажется
большее число фишек.
Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен и др.
Ход игры: Играющие сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе
находятся музыкальные инструменты и игрушки. Взрослый проигрывает мелодию или
ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный
ответ ребенок получает фишку.
«ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ»
Дидактическая задача: Развивать ритмический слух.
Игровая задача: Кто точнее повторит ритм на инструменте.
Игровые правила: Правильно повторить ритм.
Игровой материал: Металлофон, колокольчик, деревянные ложки (4шт).
Ход игры: Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический
рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.
«ИГРА-ЗАГАДКА»
Дидактическая задача: Развития тембрового и динамического
слуха.
Игровая задача: Кто больше и правильно отгадает поющих игроков.
Игровые правила: Послушать и отгадать поющего по тембру. Определить
отличительные свойства его голоса.
Ход игры: Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и
дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно
устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает
глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего –
поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать
рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть
этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который
стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать
отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть
звук «а» с различными музыкальными оттенками (громко - тихо, высоко - низко).
«ЗАЙМИ МЕСТО»
Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки
в игре, доброжелательные отношения друг к другу.
Игровая задача: Кто быстрее услышит, когда мелодия остановиться.
Игровые правила: Успеть занять стул, когда мелодия остановится.
Ход игры: На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев таким
образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от
числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно
поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая
кутерьма. Взрослый включает веселую и ритмичную музыку. Как только она
зазвучит, игроки начинают бегают вокруг стульев и когда мелодия остановится -
занимают любой стул. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из
игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не
останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить, так,
вокруг стульев - не бегать, а исполнять какие-нибудь танцевальные
движения, изображать зверей и птиц или водить хоровод, взявшись за руки.
«ПАНТОМИМА»
Дидактическая задача: Развивать творческую фантазию,
эмоциональность, воображение.
Игровая задача: Кто лучше выразит образ сказочного героя, зверей,
животных с помощью жестов, мимики лица, пластических движений.
Игровые правила: Передавать образы так, чтобы было понятно зрителям.
«АПЛОДИСМЕНТЫ»
Дидактическая задача: Развивать ритмический слух.
Игровые правила: Повторить точно заданный ритм и придумать новый.
Ход игры: Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание
прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из
участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий
должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который
передается таким же образом дальше.
Успехов и фантазии!
С уважением, Татьяна Игоревна.