Май, 2021. Консультация для родителей: «Картотека музыкальных игр»

Здравствуйте, уважаемые родители!




Приближается летний сезон и у многих появляется возможность взять отпуск, отдохнуть, провести время со своей семьёй. Провести время с пользой для Вас и Вашего малыша поможет картотека музыкальных игр. Игра — отличный способ обучения и воспитания для малыша. В игре ребёнок развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых в будущем будут зависеть успешность его учебной и трудовой деятельности, его отношения с людьми. Музыкальные игры помогают привить любовь к музыке, вызвать интерес и желание участвовать в них. В результате ребенок учится любить, ценить и понимать музыку.

 

«КАК БЕГАЮТ ЗВЕРЯТА»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: Выстукивать кулачками ритм, который соответствует образу зверей: медведю, зайцу, мышонку и т.д.

 

«ПЕСЕНКИ-РИТМЫ»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: Прохлопывать заданный текстом ритмический рисунок.

Игровые правила: Взрослый проговаривает стихотворение, а ребенок прохлопывает.

       «Лошадка»: «Вот лошадка - тонконожка - цок-цок-цок (хлопки). Скачет, скачет по дорожке-цок-цок-цок. Звонко цокают копытца - цок-цок-цок.  Приглашают прокатиться - цок-цок-цок».

       «Воробушки»:  «Стало солнце пригревать, вьют пичуги гнездышки, Любят песни распевать бойкие воробушки - Чик-чик, чик-чирик, чик, чик, чик (хлопки)».

       «Неваляшки»: «До чего же хороши неваляшки-малыши. Низко наклоняются, звоном заливаются. Дили-день, дили-день, дили-дили-дили-день (хлопки). Могут кланяться весь день, Вам поклон и нам поклон. Дили-дон, дили-дон (хлопки)».

 

«УГАДАЙ, НА ЧЕМ ИГРАЕТ КОТИК»

Дидактическая задача: Формировать умение различать тембры различных музыкальных инструментов: погремушки, барабана, бубна, ложек, дудочки, колокольчика.

Игровая задача: Запоминать звучание каждого инструмента.

Игровые правила: Внимательно слушать какой инструмент играет и помочь герою отгадать.

Ход игры: К детям в гости приходит котик с волшебной коробочкой с инструментами. Ребёнок угадывают, на чем играет котик.

 

«КТО В ДОМИКЕ ЖИВЕТ»

Дидактическая задача: Развивать у детей музыкальную память, тембровый слух.

Игровая задача: Связать героев сказок с определенным музыкальным инструментом.

Игровые правила: Дети запоминают и угадывают, кто в домике живет по звучанию соответствующего музыкального инструмента.

Ход игры: Дети знакомятся с персонажами сказки, которые живут в музыкальном домике. У каждого персонажа есть любимый музыкальный инструмент: у медведя – бубен, у зайца – барабан, у петушка – погремушка, у птички - колокольчик. Дети запоминают, у кого из зверей какой любимый инструмент и угадывают его звучание.

 

«ЭХО»

Дидактическая задача: Развивать у детей чувство ритма.

Игровая задача: Уметь различать (определять и воспроизводить) ритм.

Игровые правила: Правильно повторять ритмический рисунок.

Ход игры: Взрослый проговаривает текст с ритмическим постукиванием: «Тук, тук,

тук-тук-тук. Мы в лесу слыхали стук. Тук, тук, тук-тук-тук.  Это дятел сел на сук». Взрослый задает ритмический рисунок, дети повторяют.

 

«НАЙДИ ИГРУШКУ»

Дидактическая задача: Развивать способность различать звуки по силе звучания.

Игровая задача: У кого точнее получиться различать динамические оттенки: громко, тихо.

Игровые правила: Найти игрушку, слушая громкость звучания. Игровой материал. Любая игрушка.

Ход игры: Дети выбирают водящего. Он уходит из комнаты. Все договариваются, куда спрятать игрушку. Водящий должен найти ее, по громкости звучания песни, которую поют все играющие или песня звучит в записи: звучание усиливается по мере приближения к месту, где находится игрушка, или ослабевает по мере удаления от нее. Если ребенок успешно справился с заданием, при повторении игры он имеет право спрятать игрушку. Игру можно провести как развлечения.

 

«МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ»

Дидактическая задача: Развитие тембрового слуха.

Игровая задача: Кто быстрее на слух определит инструмент.

Игровые правила: По слуху дети определяют инструмент и выигрывают фишку.

Выигрывает тот, у кого окажется большее число фишек.

Игровой материал: Металлофон, треугольник, бубенчики, бубен и др.

Ход игры: Играющие сидят полукругом перед ширмой, за которой на столе находятся музыкальные инструменты и игрушки. Взрослый проигрывает мелодию или ритмический рисунок на каком-либо инструменте. Дети отгадывают. За правильный ответ ребенок получает фишку.

 

«ОПРЕДЕЛИ ИНСТРУМЕНТ»

Дидактическая задача: Развивать ритмический слух.

Игровая задача: Кто точнее повторит ритм на инструменте.

Игровые правила: Правильно повторить ритм.

Игровой материал: Металлофон, колокольчик, деревянные ложки (4шт).

Ход игры: Один из играющих исполняет на любом инструменте ритмический рисунок, другой повторяет его на таком же инструменте.

 

«ИГРА-ЗАГАДКА»

Дидактическая задача: Развития тембрового и динамического слуха.

Игровая задача: Кто больше и правильно отгадает поющих игроков.

Игровые правила: Послушать и отгадать поющего по тембру. Определить отличительные свойства его голоса.

Ход игры: Число участников неограниченное. Это могут быть и бабушка, и дедушка, и папа с мамой, и братья, и сестры, и друзья. Все они удобно устраиваются на стульях. Один из играющих встает спиной к сидящим и закрывает глаза, а ребенок, который одновременно выполняет функции ведущего – поворачивается к игрокам лицом. Он и будет дирижером, который должен показывать рукой сидящим на стульях, кому и как исполнить звук «а». Кому-то надо пропеть этот звук громко, а кому-то – тихо, кому-то – низко или высоко. Тот игрок, который стоит спиной к сидящим, должен отгадать поющего по тембру и охарактеризовать отличительные свойства его голоса. Когда все будет отгадано, можно всем пропеть звук «а» с различными музыкальными оттенками (громко - тихо, высоко - низко).

 

«ЗАЙМИ МЕСТО»

Дидактическая задача: Воспитывать коммуникативные навыки в игре, доброжелательные отношения друг к другу.

Игровая задача: Кто быстрее услышит, когда мелодия остановиться.

Игровые правила: Успеть занять стул, когда мелодия остановится.

Ход игры: На середину комнаты в кружок ставят несколько стульев таким образом, чтобы спинка находилась внутри круга. Количество стульев зависит от числа игроков и должно быть на один меньше. Однако для большего веселья можно поставить совсем немного стульев, чтобы в процессе игры завязалась настоящая кутерьма. Взрослый включает веселую и ритмичную музыку. Как только она зазвучит, игроки начинают бегают вокруг стульев и когда мелодия остановится - занимают любой стул. Тот, кто не успел занять стул или сел мимо, должен выйти из игры. Вместе с ним убирается один стул. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок вместе с одним стулом. Игру можно разнообразить, так, вокруг стульев - не бегать, а  исполнять какие-нибудь танцевальные движения, изображать зверей и птиц или водить хоровод, взявшись за руки.

 

«ПАНТОМИМА»

Дидактическая задача: Развивать творческую фантазию, эмоциональность, воображение.

Игровая задача: Кто лучше выразит образ сказочного героя, зверей, животных с помощью жестов, мимики лица, пластических движений.

Игровые правила: Передавать образы так, чтобы было понятно зрителям.

 

«АПЛОДИСМЕНТЫ»

Дидактическая задача: Развивать ритмический слух.

Игровые правила: Повторить точно заданный ритм и придумать новый.

Ход игры: Одна из самых простых музыкальных игр – на запоминание прохлопанного ритма. Возможны несколько участников и ведущий. Первый из участников придумывает простейший ритм и прохлопывает его в ладоши. Следующий должен точно, без ошибки его повторить и придумать следующий ритм, который передается таким же образом дальше.

 

Успехов и фантазии!

С уважением, Татьяна Игоревна.