Ноябрь, 2021. «Учить стихи - легко, приятно, весело!»
На календаре ноябрь, а это значит
приближение таких праздников как «День Матери» и «Новый год», а, следовательно,
и подготовка к этим праздникам в детском саду. Как всем известно, на празднике
дети водят хороводы, танцуют, читают стихи, поют песни. Родители зачастую теряются и не
понимают, почему их ребенок с трудом разучивает стишок, который задали подготовить
к празднику…
Для начала, давайте вспомним, что мир
звуков окутывает малыша с рождения, погружая в ещё неизведанные для него законы
ритма. Однако ребенок постигает законы ритма быстрее и легче, чем мир форм и
цветов. Именно поэтому песни и стихи производят впечатление на ребенка. Чтение
стихов и пение - это способ эстетического, умственного, и нравственного
воспитания ребенка. Именно активное воспроизведение стихов и песен помогает
малышу развивать умственные способности, тренирует память, обогащает его словарный
запас, формирует речь, расширяет кругозор и формирует культурный уровень.
При выборе материала -
стихотворения или песни, следует учитывать возрастной этап ребенка. Так,
ребенок младшего дошкольного возраста быстро запоминает короткие стихи, в
которых описан простой образ предметов и окружения реального мира: животные,
игрушки, дети, овощи/фрукты, растения. Чем старше ребенок становится, тем более
сложными по содержанию и форме становятся стихи, увеличивается их объем. В
стихах могут встречаться более абстрактный образ предметов и окружения
реального мира, переданные через метафоры, элементы сравнения, художественные
образы.
Так как же помочь ребенку выучить
стихотворение или песню? Как облегчить и укорить процесс запоминания? Как придать
процессу обучения приятную игровую атмосферу?
Положительный
эмоциональный отклик.
Для запоминания новой информации
ребенок прикладывает не только интеллектуальные, но и волевые усилия. Огромную
роль играет эмоциональная составляющая - хочется что-то делать, чем-то
заниматься ребенку или нет, нравится ли ребенку стихотворение или нет. Если Вы
оказались в ситуации - стихотворение нужно выучить, но ребенку оно не нравится,
то постарайтесь вызвать положительный эмоциональный отклик у ребенка. Следует
донести до ребенка смысл, настроение, образ, стихотворения и чем оно нравится
лично Вам.
Пример:
- какое стихотворение весёлое, поднимает настроение;
- какое стихотворение доброе, с какой теплотой автор
относится к героям;
- как автор красиво описывает природу и как мы
воспринимаем описанные образы;
- какие необычные слова и образы подобрал автор,
чтобы помочь лучше понять те чувства, которыми он хотел поделиться.
«Не хочу», «Не
умею», «У меня не получится».
Если у ребенка что-то не получается
и взрослые вместо того, чтобы поддержать, помочь, подбодрить, похвалить малыша
за его усердие, позволяют себе критику. Критика формирует отрицательный опыт,
негативный. Занимаясь с ребенком любым делом, взрослым не следует забывать о
формировании положительной самооценки и веры в собственные силы. Взрослым следует
быть не только терпеливым, тактичным, но и давать положительное подкрепление
усилиям ребенка.
Движения
и ассоциации.
Для яркого запоминания
стихотворения или песни поможет движение: жесты и мимика. Это поможет передать
образ и изобразить смысл стихотворения. Когда ребенок уже выучил стихотворение,
можно подсказывать ему только движениями. Так, детям становится легче
разучивать стихотворение, поскольку к процессу запоминания подключается еще
моторная и двигательная память.
Изобразить
на бумаге.
Рисунок позволяет ребенку лучше
зафиксировать те образы, которые были в стихотворении. Попросите ребенка
нарисовать всех героев стихотворения, события, объекты. Сохраните рисунок в
отдельную папку, а спустя время покажите его ребенку и попробуйте по рисунку
восстановить стихотворение.
Принцип многократного повторения.
Попробуйте использовать
вопросительную интонацию, а ребенок пусть отвечает утвердительно. Тем самым одна
строчка повторяется два раза, а, следовательно, лучше запоминается. У ребенка одновременно
задействовано и пассивное слушание, и активное воспроизведение стихотворения.
Пример:
Родитель:
В лесу родилась елочка?
Ребенок:
В лесу родилась елочка!
Родитель:
В лесу она росла?
Ребенок:
В лесу она росла!
Родитель:
Зимой и летом стройная?
Ребенок:
Зимой и летом стройная!
Родитель:
Зелёная была?
Ребенок:
Зелёная была!
Слова и образы.
Иногда
сложность в запоминании стихотворения возникает из-за того, что ребенку не понятны
слова и то, что они означают. Ярко представленный образ помогает лучше и
быстрее запомнить стихотворение.
Пример:
«Спасибо!»
Как
жалко, что недели
Так
медленно летят!
И
что, родившись, дети
Не
сразу говорят!
А
то бы только-только
Я
маму увидал,
Как
тут же бы, как сразу
«Спасибо!»
ей сказал.
(Михаил Яснов)
В
этом примере трудность в запоминании возникает с абстрактным словом «неделя».
Следует попытаться объяснить ребенку, что означает это слово и когда взрослые
его применяют. Достаточно привести несколько примеров и ситуаций со словом «неделя».
Обязательно разберите стихотворение по предложениям, строчкам, отдельным
словам. Все ли понятно ребенку? Все ли слова ему знакомы? Пусть ребенок
перескажет своими словами, о чем стихотворение.
Артикуляция.
Обратите внимание на речь малыша. Артикуляция
играет важную роль: чем легче ребенок произносит звуки, тем проще ему
разговаривать. Большинство детей правильно произносят такие трудные для
усвоения звуки, как ы, э, х. Но, как
правило, большинство малышей еще не произносят шипящие звуки, заменяя их
соответствующими твердыми свистящими звуками:
Звук ш – звуками с, ф;
Звук ж – звуками з, в;
Звук ч – звуками ц, ть;
Звук щ – звуками сь, ть.
Звуки р, рь – й, ль.
Песня и музыка.
Не забывайте,
что стихотворение можно запомнить через музыку. Следует поискать в Интернете
слова стихотворения и, скорее всего, Вы найдете песню.
Пример:
«Каждый
по-своему маму поздравит»
Каждый
по-своему
Маму
поздравит,
Слушайте,
слушайте, как:
Мяу
— котята,
Вау
— щенята,
А
жеребята вот так: и-го-го!
(Слова:
М. Ивенсен, Музыка: Т. Потапенко)
Выполняя эти рекомендации, ребенок будет с удовольствием читать стихи наизусть.
Успехов и фантазии!
С уважением, Татьяна Игоревна.