Март, 2022. «Рисуем музыку с детьми»
Здравствуйте, уважаемые родители!
С давних пор в природе существует взаимодействие звука и цвета, а в искусстве неразрывна связь музыки и изобразительного искусства.
У искусства свой особый предмет для «разговора»: человеческие эмоции, настроения, стремления, идеалы. Живопись говорит об этом с помощью художественно-изобразительных образов. Музыка - языком интонаций, а танец - движением. Поэтому человек, слушающий музыку, зачастую достраивает звучащий фон образами визуальными, а тот, кто смотрит на картину, подстраивается к ее изображению. Эмоционально – образный словарь помогает понять природу этого единства взрослому человеку: веселую, радостную музыку мы определяем словами, в которых заключены зрительные смыслы - яркая, светлая, солнечная, радужная.
В дошкольном возрасте языковые границы еще не установлены – довольно часто малыши, говоря об интенсивности света или цвета, употребляют слова «тихий» или «громко» Музыка по - своему передает жизнь окружающего мира, мысли, чувства человека, красоту природы.
Изобразить музыку — это интересная идея и прекрасно подходит для работы с детьми, для выявления их внутренних психологических проблем, о которых ребенок словами рассказать не может. Проанализировав музыкальный рисунок ребенка, можно составить картину его эмоционального состояния.
К основным задачам данной деятельности относится:
1. Развитие навыка слушания и понимания музыкальных произведений.
2. Развитие навыка описания музыкальных произведений: характер, настроение.
3. Развитие музыкальной памяти через узнавание мелодий по отдельным фрагментам произведения.
4. Знакомство с творчеством композиторов.
5. Развитие умений воплощать музыку в рисунках, передавая настроение музыки, подбирая соответствующую цветовую гамму.
6. Развитие мышления, воображения.
К ожидаемому результату данной деятельности относится:
1. Накопление музыкально-слухового опыта, его расширение и обогащение в процессе знакомства с различными музыкальными произведениями.
2. Умение через рисунок понять и представить музыкальный образ и содержание музыкального произведения.
3. Умение словами рассказывать про услышанную музыку.
4. Умение воспринимать музыкально-художественный образ, узнавать мелодию по отдельным фрагментам произведения.
5. Умение ребенка отражать свои впечатления в рисунке.
6. Образная речь, активный словарь должен пополняться новыми словами.
7. Привлечение родителей к слушанию классической музыки дома и рисование рисунков вместе с детьми по мотивам музыкальных произведений.
Желательно, чтобы музыка включала в себя элементы изобразительности, это будет подсказкой детскому воображению:
Произведения западных классиков: фрагменты из «Времена года» Вивальди, Штраус - Увертюра «Маленькая мышь», Моцарт «Турецкое рондо», Шуберт «Аве Мария» , Сен-Санс «Лебедь».
Произведения для детей русских и советских классиков: Чайковский - «Подснежник», «Детский альбом», Глинка - «Жаворонок», Рахманинов -«Испанская полька», Прокофьев - «Детская музыка».
Рисуем музыку с детьми:
В первую очередь ребенок должен просто внимательно прослушать звучащее произведение. Если во время слушания он будет бурно выражать свои эмоции, не останавливайте его. Это значит, что малыш правильно определил характер исполняемого произведения. Ребенок может подвигаться под музыку или подвигать кистями рук в воздухе. Проанализируйте с ребенком музыку, задайте наводящие вопросы:
- Каким был характер музыки вначале, менялся ли он?
- Какие звуки преобладали в музыке: отрывистые/протяжные, тихие /громкие?
- Были ли повторяющиеся части музыки?
- Как закончилось произведение – так же как начиналось или по-другому?
- Какие настроения и переживания оно пробудило?
- Какие чувства она вызывает?
- Какой цвет может изображать такие чувства?
- Какие движения характерны для такой музыки?
- Веселая или грустная музыка звучала во время рисования, какое настроение было у ребенка в это время, что он представлял себе, слушая звучащую музыку?
Ребенок в возрасте от 3-х лет в состоянии вполне связно ответить на ваши вопросы и охотно расскажет о своем впечатлении от прослушанного произведения. Стремясь научить ребенка правильно определять характер и настроение музыки, вы развиваете у крохи и другие немаловажные качества, такие, как память, мышление, разговорная речь.
Предложите малышу передать свое настроение и впечатления от музыки каким – либо рисунком, но перед началом рисования поинтересуйтесь у ребенка, какого цвета карандаши он хочет взять. Сразу объясните, что здесь нет правильного или неправильного рисунка. Ребенок может использовать любые цвета, линии и формы для её изображения. Возможно, малыш будет просто беспорядочно закрашивать лист бумаги одним цветом. Ни в коем случае нельзя критиковать его рисунок. Это тоже выражение чувства и настроения. Пусть ребенок не боится фантазировать и старается искренне выразить свои чувства, поскольку каждый изображает музыку так, как именно он её чувствует. Логично предположить, что малыш выберет карандаши ярких, красочных тонов. Естественно, во время всего процесса снова должна звучать та же музыка. Попросите малыша рассказать вам, почему именно эта картинка подходит для данной музыки.
Обязательно хвалите ребенка и поддерживайте его, чтобы стимулировать поток ассоциаций, рожденных музыкой. Все ассоциативные упражнения достаточно трудны для детей, но они очень хорошо развивают их воображение и абстрактное мышление. Кроме того, такие задания способствуют развитию внимания, также ими можно заинтересовать и гиперактивных детей. Есть еще один важный момент: такие упражнения обучают детей слушать и воспринимать музыку, а также прислушиваться к своим чувствам и иллюстрировать их при помощи цвета и линии.
Родителям также будет полезно самими отобразить на бумаге свое видение музыкального произведения. В первый раз может быть сложно, но потом все легче и легче. Рука как проводник между музыкой и бумагой. Она должна следовать за музыкой. Каждый новый звук — это движение кисти, каждый новый инструмент — это новый цвет. Рука двигается, изображая музыкальный рисунок, как бы продолжая звуки на бумаге. Линии, штрихи появляются из-под кисти плавно, уверенно. Они могут быть прерывистыми или плавными, светлыми или темными, насыщенными или бледными. Все зависит от чувств, воображения, мироощущения и цветовосприятия. Вы отображаете музыку на бумаге, словно, кардиограмма интерпретирует биение сердца, но только здесь нет никаких правил — как изобразить мелодию, которую вы слышите, знаете только вы. Когда работа будет закончена, посмотрите на неё целиком, спросите ребенка:
- Какие чувства она вызывает?
- Какая часть картины наиболее приятная и почему?
В рисунке ребенка присутствует не только отражение его настроение, но и описание музыкального произведения: тембр, мелодия, ритм. Такая деятельность полезна с точки зрения развития у детей образного мышления, воображения, креативности. А если картина получилась приятной и умиротворяющей, то можно повесить её на видное место и возвращаться к ней, когда тревожно или грустно.
Такая деятельность как рисование музыки способствует не только развитию воображения ребенка, но и формированию навыка выражения своих мыслей и чувств на бумаге, что, в свою очередь, влияет на развитие его образного мышления. Пробуждает интерес ребенка к классической музыке, изобразительному искусству, развивает умение всматриваться в произведение искусства и анализировать его содержание.
Каждый человек, вне зависимости от возраста, одну и ту же мелодию будет изображать по-разному. А в рисунке может отобразиться вся личность человека, с внутренними радостями и проблемами. Это, по-моему, и есть самое прекрасное в людях - быть разными и непохожими и одновременно частью одного целого.
Успехов и фантазии!
С уважением, Татьяна Игоревна.