Ноябрь, 2022. «Праздник к нам приходит!»
Новогоднее настроение в Омске уже чувствуется повсюду: улицы города укутаны снежным одеялом; городские парки подготавливают горки, катки, аттракционы, иллюминацию; магазины украшают свои витрины. В новогоднем убранстве городских территорий чувствуется нечто сказочное, такое, что плавно погружает в атмосферу приближающихся праздников, а декор и оформление способствуют чудесному настроению.
Новогодние праздники – это время, когда нужно загадывать желания, это время верить в чудеса. Это сказочное торжество, в котором все ждут сюрпризов, веселых игр, неожиданных встреч и приятных событий. Порой, ожидание праздника, желаннее самого праздника.
Помните ли Вы, какие праздники в детстве Вам запомнились больше всего? «Пусть каждый припомнит своё детство, и он увидит, что праздник для ребёнка совсем не то, что для нас, что это действительно событие в детской жизни и что ребёнок считает свои дни от праздника до праздника, как считаем мы свои годы от одного важного события нашей жизни до другого. И, наоборот, тускло и серо было бы это детство, если бы из него выбросить праздники» - писал выдающийся русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский. Ребёнку для полноценного развития праздник необходим как воздух. Радость, которую они испытывают, остаётся с ними навсегда, а воспоминания о праздниках будут согревать их в трудные минуты жизни. Любой праздник несет в себе положительные эмоции, которые вдохновляют на добрые поступки и помогают быть отзывчивее.
Новогодний праздник в детском саду – это, прежде всего, большая проделанная работа целого коллектива, поскольку в этом мероприятии задействованы многие сотрудники детского сада. Любой праздник – это общее дело: у каждого своя роль, свои обязанности. Порой трудно разделить обязанности музыкального руководителя и воспитателя, потому что успешное проведение праздника зависит от совместной организованной работы педагогов.
В детском саду этот праздник объединяет детей, музыкального руководителя, воспитателей и родителей воспитанников в одну большую дружную семью, которая готовит сюрпризы и музыкальные номера к празднику. Следует, как можно раньше создать эмоционально-радостную атмосферу в детском саду в преддверии Нового года. А чтобы праздник запомнился и радовал, родителям также необходимо приложить усилия.
Роль музыкального руководителя и воспитателя в подготовке праздников для детей. В рамках подготовки к утреннику музыкальный руководитель является: исполнителем, постановщиком, режиссером, организатором, сценаристом. Музыкальный руководитель продумывает сценарий праздника, следуя правилам:
- На каждую возрастную группу определяется свой сценарий.
- Учитываются возрастные особенности детей, их творческие, двигательные возможности.
- Подбор сказок и сценок происходит так, чтобы задействовать на празднике максимальное количество детей.
- Подбор стихов для детей.
- Движения танца так же составляет музыкальный руководитель, учитывая возрастные особенности детей данного возраста.
- Песни музыкальным руководителем подбираются соответственно способностям детей в данной группе.
Роль воспитателя в подготовке утренника.
- Воспитатель распределяет и раздает стихи детям.
- Перед утренником, проверяет и работает над дикцией и правильной интонацией в стихотворении.
- Закрепляет, разученные музыкальным руководителем на занятии слова песен.
- Закрепляет с детьми сложные движения в танцах.
- Является ведущим на утреннике/исполнителем роли в сценке/сказке.
Процесс формирования у детей осознанного отношения к традициям отмечать новогодний праздник. В детском саду подготовка к новому году проходит примерно за 1 – 1,5 месяца до праздника. На музыкальных занятиях идет подготовка к утреннику. Воспитатель в группе проводит беседы о празднике, о традициях. Все творческие работы связанны именно с этой тематикой.
Основные этапы и задачи при подготовке детей к новогодним утренникам:
- Дать понятие детям, откуда появился праздник Новый год;
- Рассказать детям историю празднования Нового года в России;
- Развивать творческие способности детей при подготовке к празднику через разучивание танцев, песен, чтение стихов, рассказов, сказок;
- Привлекать родителей воспитанников к совместной деятельности;
- Расширять речевой запас детей на основе углубления представлений о празднике, путем речевого творчества детей.
Как распределяются роли, сольные номера и стихотворения на утреннике?
Воспитатели и музыкальный руководитель на свое усмотрение выбирают детей для определенного номера или роли (певческие данные, дикция, чувство ритма, раскрепощенность). Так как количество главных ролей, стихотворений ограничено, то воспитатели и музыкальный руководитель по возможности стараются, чтобы ребенок, которому не досталось роли или стихотворения на одном утреннике, получил их на другом. Воспитатели и музыкальный руководитель могут не задействовать ребенка в сольных номерах, если он непосредственно перед утренником не посещал музыкальные занятия. Это не значит, что ребенок будет просто сидеть на стульчике, он обязательно будет задействован в общих номерах и играх. Чтение стихотворений — не единственная форма выступления. Стихотворения являются лишь малой частью утренника и не могут занимать всё время. Именно поэтому не все дети читают стихотворения на утреннике. Зачастую родители огорчаются, что ребенку не дали стихотворение. Но, возможно, ребенок в этом утреннике исполняет сольный танец, поет песню, участвует в сценке или является ведущим в игре. Это гораздо сложнее и требует более серьезной подготовки.
Роль или стихотворение могут передать другому ребенку в случаях, если:
- родители не закрепляют с ребенком материал дома, ребенок приходит на музыкальные занятия не подготовленным;
- ребенок готовился, но непосредственно перед утренником заболел.
В таких случаях воспитатели вынуждены передать роль или стихотворение другому ребенку и на утреннике будет выступать именно он. Постарайтесь объяснить ребенку, что он не зря готовился и ему еще представится возможность выступить.
Какую роль играют родители в подготовке к утреннику?
- Родители разучивают и повторяют слова и репетируют роли дома, чтобы ребенок более комфортно чувствовал себя на музыкальных занятиях, а впоследствии, и на утреннике.
- По желанию и возможности помогают в подготовке костюмов, декораций, атрибутики.
- Родителям выбирают удобный костюм для ребенка, поскольку на протяжении утренника дети двигаются, играют, водят хороводы.
- Поддерживают положительный эмоциональный настрой ребенка. Не будьте слишком настойчивыми, если ребенок стеснителен при чтении стихов или в танцах.
- Напоминают правила поведения на утреннике.
Уважаемые родители, помните, что все праздники в детском саду предназначены, в первую очередь, для детей. Остается совсем немного времени до начала празднования новогодних утренников. Пожалуйста, уточните у воспитателей расписание музыкальных занятий и постарайтесь, чтобы Ваши дети не пропускали их без уважительной причины.
С уважением, Татьяна Игоревна.