Сентябрь, 2023. День Музыки.
Здравствуйте, уважаемые родители!
Международный день Музыки. Интересные факты из жизни и творчества великих русских композиторов.
1 октября ежегодно во всем мире отмечается Международный день Музыки (International Music Day), который был учрежден по инициативе Международного музыкального совета (ММС) при ЮНЕСКО в 1973 году на 15-й Генеральной ассамблее ММС в Лозанне (Швейцария). Инициатором празднования этого дня выступил известный американский скрипач и дирижер Иегуди Менухин (1916-1999).
Всемирный день Музыки преследует определенные цели: прежде всего реализация идеи сближения и дружбы между разными народами, знакомства с их культурой, а так же обмен опытом и взаимное признание эстетических ценностей. Именно язык музыки можно назвать самым интернациональным, так как он понятен всем людям, которые могут чувствовать. Впервые день Музыки отмечался 1 октября 1975 года.
В 1973 году советский композитор Дмитрий Шостакович обратился к Организации Объединенных Наций с открытым письмом, в котором просил учредить праздник музыки и тем самым признать ее роль в деле сплочения народов и обмена культурным опытом. Таким образом, Шостакович стал одним из инициаторов учреждения Дня Музыки. В России день Музыки празднуется с 1996 года, когда исполнилось 90 лет со дня рождения композитора Дмитрия Шостаковича (1906-1975). Композитор получил мировую известность в 20 лет, когда его Первая симфония прозвучала в концертных залах СССР, Европы и США. Через 10 лет его оперы и балеты шли в ведущих театрах мира. Творчество Шостаковича современники называли «великой эпохой русской и мировой музыки». Кроме балетов, опер и симфонических произведений, композитор создавал музыку к фильмам («Простые люди», «Молодая гвардия», «Гамлет») и мультфильмам («Танцы кукол» и «Сказка о глупом мышонке»).
Музыка (от греческого musike, буквально — искусство муз) — вид искусства, в котором средством воплощения художественных образов служат определенным образом организованные музыкальные звуки. Музыка непосредственно воздействует на восприятие человека, наполняет его эмоциями. На протяжении веков и тысячелетий музыка была неотделимой частью творческого самовыражения людей, их культурной традиции, религиозного обряда и повседневного существования.
Музыка известна человеку с древнейших времён. На рисунках в пещерах Африки изображены люди давно исчезнувших племен с музыкальными инструментами в руках. Несколько лет назад китайские археологи обнаружили музей музыкальных инструментов, созданных 2 тысячи лет назад. Самые древние музыкальные инструменты, найденные на территории Китая, датируются 5-4 тысячелетиями до н. э. Изучением музыки занимались древние китайские философы, богословы, математики. Конфуций отводил в своем учении большое место музыке, занимался собиранием народных песен.
На протяжении веков и тысячелетий музыка была неотделимой частью творческого самовыражения людей, их культурной традиции, религиозного обряда и повседневного существования. Мощнейшее развитие профессиональная музыкальная культура стала получать в средние века в Европе, когда появились образовательные учреждения, большие музыкальные коллективы. Классическая музыка, какой мы её знаем – это плод западноевропейской культурной цивилизации. Обогащённая народными традициями, она шагнула в национальные школы в последние 100-200 лет.
Как никакое другое искусство, музыка способна проникать в душу, сердце и разум человека, наполнять его впечатлениями невероятной эмоциональной мощи, которые способны определять не только порывы одного человека, но и движения масс. Примеров тому достаточно – это и Марсельеза, и 7-я симфония Д. Д. Шостаковича, и «Болеро» Равеля. На свете, вероятно, нет людей, полностью равнодушных к музыке.
Средства коммуникации позволяют общаться музыкантам на огромных расстояниях. Проявляются глобальные географические тенденции – вслед за экономическим благополучием мощные центры музыкальной культуры возникают в Юго-Восточной Азии. Одновременно с этим старая Европа сохраняет образовательный и исполнительский капитал, являющийся своеобразным эталоном.
Музыка фиксируется в нотной записи и реализуется в процессе исполнения. Принято разделение музыки на светскую и духовную. По исполнительским средствам музыка подразделяется на вокальную (пение), инструментальную и вокально-инструментальную. Музыка часто сочетается с хореографией, театральным искусством, кино.
Основанная на математических принципах, музыка невероятна как минимум тем, что волны определённых частот в комбинации создают такие мелодии, которые оказывают на нас самое положительное воздействие. Доказано, что музыканты слышат лучше тех людей, которые не увлекаются музыкой. Зафиксировано, что самая низкая пропетая нота — 0,393 Гц, согласно Книге рекордов Гиннесса. Она была воспроизведена Роджером Менисом в 2010 году. Парадокс состоит в том, что обычное человеческое ухо неспособно услышать все, что ниже 18 Гц. Если человек испытывает проблемы с сердцем, то музыка для релаксации благотворным образом сказывается на его состоянии. Кстати, прослушивание музыки после тяжелых операций помогает быстрее реабилитироваться. Так же замечено, что музыка при тренировке повышает выносливость и результативность на 20 процентов. Чем больше человек прослушивает музыку, тем лучше становятся его умственные способности и память. А еще люди, которые регулярно прослушивают любимые композиции, отзывчивее и добродушнее остальных людей.
Интересное влияние музыка оказывает не только на людей. Если в помещении, в котором живут пауки, заиграть на скрипке, насекомые тут же выползают из убежищ. Звук заставляет нити паутины колебаться, а для пауков это сигнал о добыче, за которой они сразу вылезают. А в средние века крыс выводили из городов дудочкой. Существовала даже специальная профессия: дудочник-крысолов. Кстати, когда недавно в одном старинном английском замке состоялся рок-концерт, крысы из замка тоже начисто исчезли.
«Новая русская музыкальная школа» или балакиревский кружок. Сообщество русских композиторов, сложившееся в середине ХIХ столетия. Название закрепилось с легкой руки известного музыкального критика Владимира Стасова — это в России. В Европе содружество музыкантов именовали просто — «Группой пяти».
10 фактов из истории «Могучей кучки».
1. Первый шаг к появлению «Могучей кучки» — приезд в 1855 году в Петербург одаренного 18-летнего музыканта Милия Балакирева. Блестящими выступлениями пианист обратил на себя внимание не только искушенной публики, но и самого известного музыкального критика того времени — Владимира Стасова, который стал идейным вдохновителем объединения композиторов.
2. Год спустя Балакирев познакомился с военным инженером Цезарем Кюи. В 1857 году — с выпускником военного училища Модестом Мусоргским, в 1862-м — с морским офицером Николаем Римским-Корсаковым, в то же время общие музыкальные взгляды обнаружились с профессором химии Александром Бородиным. Так сложился музыкальный кружок.
3. Балакирев знакомил начинающих музыкантов с теорией композиции, оркестровки, гармонии. Вместе единомышленники читали Белинского и Чернышевского, вместе выступали против академической рутины, искали новые формы — под общей идеей народности как главного направления развития музыки.
4. «Могучей кучкой» музыкальный союз окрестил Владимир Стасов. В одной из статей критик отметил: «Сколько поэзии, чувства, таланта и умения есть у маленькой, но уже могучей кучки русских музыкантов». Фраза стала крылатой — и членов музыкального сообщества стали именовать не иначе как «кучкисты».
5. Композиторы «Могучей кучки» считали себя наследниками недавно ушедшего из жизни Михаила Глинки и грезили идеями развития русской национальной музыки.
6. Народная песня как основа для классики. Кучкисты собирали фольклор и изучали русское церковное пение. Организовывали целые музыкальные экспедиции. Так, Балакирев из поездки по Волге с поэтом Николаем Щербиной в 1860 году привез материал, ставший основой целого сборника — «40 русских народных песен».
7. От песенного жанра к крупным формам. Фольклор балакиревцы вписывали в оперные произведения: «Князь Игорь» Бородина, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Хованщина» и «Борис Годунов» Мусоргского. Эпос и народные сказки стали источником вдохновения для симфонических и вокальных произведений композиторов «Могучей кучки».
8. Коллеги и друзья. Балакиревцев связывала тесная дружба. Музыканты обсуждали новые сочинения и проводили вечера на стыке разных видов искусства. Кучкисты встречались с писателями — Иваном Тургеневым и Алексеем Писемским, художником Ильей Репиным, скульптором Марком Антокольским.
9. Не только в народ, но и для народа. Усилиями балакиревцев была открыта бесплатная музыкальная школа для талантливых людей разных сословий. При школе давали бесплатные концерты произведений кучкистов и близких по духу композиторов. Школа пережила балакиревский кружок и работала вплоть до революции.
10. 70-е годы ХIХ века развели балакиревцев. «Могучая кучка» распалась, но пять русских композиторов продолжали творить. Как писал Бородин, индивидуальность взяла верх над школою, но «общий склад музыкальный, общий пошиб, свойственный кружку, остались»: в классах Петербургской консерватории вместе с Римским-Корсаковым и в работе последователей — русских композиторов ХХ века.
В мире музыки существуют единственные в своем роде, знаковые произведения, звуками которых и пишется летопись музыкальной жизни. Некоторые из этих сочинений представляют собой революционный прорыв в искусстве, другие отличаются сложной и глубокой концепцией, третьи поражают необыкновенной историей создания, четвертые являются своеобразной презентацией композиторского стиля, а пятые настолько прекрасны по музыке, что не упомянуть их невозможно.
Сегодня мировая классическая музыка просто немыслима без произведений русских композиторов, хотя отечественная композиторская школа появилась только в 19 веке. О каждом из знаменитых людей можно рассказывать бесконечно. Прокофьев, например, гениально играл в шахматы, Бородин был профессором химии.
Пять великих симфоний русских композиторов.
Вторая (богатырская) симфония Александра Бородина (си-бемоль минор, 1869–1876)
В России мода на этот жанр не прижилась: попробовали раз, другой (Дмитрий Бортнянский — Концертная симфония, 1790; Александр Алябьев — симфонии ми минор, ми-бемоль мажор) — да и оставили эту затею с тем, чтобы вернуться к ней десятилетия спустя в творчестве Антона Рубинштейна, Милия Упомянутые композиторы рассудили совершенно правильно, осознав, что единственное, чем может похвастаться русская симфония на фоне европейского изобилия, так это своим национальным колоритом. И Бородину в этом нет равных. Его музыка дышит раздольем бескрайних равнин, удалью русских витязей, задушевностью народных песен с их щемящей, трогательной ноткой. Эмблемой симфонии стала главная тема первой части, услышав которую, друг и наставник композитора, музыковед Владимир Стасов предложил два названия: сначала «Львица», а затем — более соответствующее идее: «Богатырская».
В отличие от симфонических полотен того же Бетховена или Берлиоза, основанных на человеческих страстях и переживаниях, Богатырская симфония повествует о времени, истории и народе. В музыке нет драматизма, нет ярко выраженного конфликта: она напоминает череду плавно сменяющихся картин. И это коренным образом отображается на структуре симфонии, где медленная часть, обычно стоящая на втором месте, и оживленное скерцо (традиционно шедшее после нее) меняются местами, а финал в обобщенном виде повторяет идеи первой части. Бородин таким способом сумел добиться максимального контраста в музыкальной иллюстрации национального эпоса, а структурная модель Богатырской впоследствии послужила образцом для эпических симфоний Глазунова, Мясковского и Прокофьева.
Шестая (патетическая) симфония Петра Чайковского (си минор, 1893)
Пётр Ильич Чайковский – одна из самых ярких фигур мировой классической музыки и композитор, который сумел поднять русское музыкальное искусство до небывалых высот. Многие считали его западником, но ему удавалось удивительным образом соединять наследие Шумана, Бетховена и Моцарта с русскими традициями. Чайковский творил практически во всех музыкальных жанрах. Он написал 10 опер, 7 симфоний, 3 балета, 4 сюиты и 104 романса. Кембриджский университет без защиты диссертации, заочно, удостоил Петра Ильича Чайковского звания доктора музыки, а Академии Изящных искусств Парижа избрала его своим членом-корреспондентом.
Свидетельств, трактовок и попыток объяснить содержание шестой симфонии существует столько, что вся характеристика этого сочинения могла бы состоять из цитат. Вот одна из них, из письма Чайковского к племяннику Владимиру Давыдову, которому симфония и посвящена: «Во время путешествия у меня явилась мысль другой симфонии, на этот раз программной, но с такой программой, которая останется для всех загадкой. Программа эта самая что ни на есть проникнутая субъективностью, и нередко во время странствования, мысленно сочиняя ее, я очень плакал». Что же эта за программа? В том Чайковский признается своей двоюродной сестре Анне Мерклинг, предположившей, что в этой симфонии он описал свою жизнь. «Да, ты угадала», — подтвердил композитор. В начале 1890-х годов мысль о сочинении-мемуарах неоднократно посещала Чайковского. К этому времени относятся эскизы его неоконченной симфонии под названием «Жизнь». Судя по сохранившимся черновикам, композитор планировал изобразить некие абстрактные стадии жизни: юность, жажда деятельности, любовь, разочарование, смерть. Однако объективного замысла Чайковскому оказалось недостаточно, и работа прервалась, зато в Шестой симфонии он руководствуется уже исключительно личными переживаниями. Как же должна была изболеться душа композитора, чтобы родилась музыка с такой невероятной, потрясающей силой воздействия! Лирико-трагические первая часть и финал неразрывно связаны с образом смерти (в разработке первой части цитируется тема духовного песнопения «Со святыми упокой»), о чем свидетельствовал и сам Чайковский, сославшись на эту симфонию в ответ на предложение великого князя Константина Романова написать «Реквием». Потому-то так остро воспринимаются светлое лирическое интермеццо (пятидольный вальс во второй части) и торжественно-триумфальное скерцо. О роли последнего в сочинении существует множество рассуждений. Как думается, Чайковский пытался показать тщетность земной славы и счастья перед лицом неотвратимой утраты, тем самым подтверждая великое изречение Соломона: «Всё проходит. Пройдет и это».
Третья симфония («Божественная поэма») Александра Скрябина (до минор, 1904)
Александр Николаевич Скрябин проявлял музыкальные способности с детства. После окончания кадетского корпуса он поступил в Московскую консерваторию, после окончания которой полностью отдался музыке. Его глубоко поэтичное и самобытное творчество было новаторским даже на фоне новых течений в музыке, связанных с изменениями политического строя и общественной жизни в начале XX века. Не менее показательна для характеристики скрябинского мышления его
Третья симфония, открывающая так называемый средний период творчества. В это время Скрябин постепенно формулирует свои философские воззрения, суть которых в том, что весь мир — это результат собственного творчества и собственной мысли (солипсизм в крайней стадии) и что создание мира и создание искусства, по сути, аналогичные процессы. Протекают эти процессы так: из первичного хаоса творческого томления зарождаются два начала — активное и пассивное. Первое несет в себе божественную энергию, второе порождает мир материальный с его природными красотами. Взаимодействие этих начал приводит к свободному торжеству духа.
Как бы странно ни звучало все вышеизложенное, Скрябин искренне верил в эту модель Бытия, по которой и написана Третья симфония. Ее первая часть носит название «Борения» (борьба человека-раба, покорного верховному Властителю мира, и человека-бога), вторая — «Наслаждения» (человек отдается радостям чувственного мира, растворяется в природе), и, наконец, третья — «Божественная игра» (освобожденный дух, «создающий вселенную одной лишь властью своей творческой воли», постигает «возвышенную радость свободной деятельности»). Но философия философией, а музыка сама по себе дивная, раскрывающая все тембровые возможности симфонического оркестра.
Первая (классическая) симфония Сергея Прокофьева (ре мажор, 1916–1917)
Сергей Сергеевич Прокофьев – дирижёр, пианист и один из крупнейших русских композиторов ХХ века. Его считают русским музыкальным вундеркиндом: сочинял он с 5 лет, в 9 написал две оперы, а в 13 лет стал студентом Санкт-Петербургской консерватории. Страстью Прокофьева были шахматы. Он не только любил в них играть, но и обогатил эту игру собственными идеями, предложив так называемые «девятерные» шахматы – доска с полем 24х24, на которой играют сразу девятью комплектами фигур. Известно, что однажды Прокофьев играл шахматную партию с экс-чемпионом мира по шахматам Э.Ласкером и смог свести её к ничьей.
В 1917 год, тяжелые военные годы, революция., казалось бы, искусство должно мрачно насупить брови и повествовать о наболевшем. Но горестные раздумья не для музыки Прокофьева — солнечной, искрящейся, по-юношески обаятельной. Такова его Первая симфония. Творчеством венских классиков композитор интересовался еще в студенческие годы. Теперь же из-под его пера вышло сочинение, а ля Гайдн. «Мне казалось, что, если бы Гайдн дожил до наших дней, он сохранил бы свою манеру письма и в то же время воспринял кое-что от нового», — прокомментировал Прокофьев свое детище. Состав оркестра композитор избрал скромный, опять же в духе венского классицизма — без тяжелой меди. Фактура и оркестровка — светлые, прозрачные, масштабы произведения не велики, композиция отличается стройностью и логичностью. Словом, очень напоминает сочинение классицизма, по ошибке родившееся в ХХ веке. Однако есть и чисто прокофьевские эмблемы, например излюбленный им жанр гавота в третьей части вместо скерцо (позднее композитор использует этот музыкальный материал в балете «Ромео и Джульетта»), а также острая «с перчинкой» гармония и бездна музыкального юмора.
Седьмая (ленинградская) симфония Дмитрия Шостаковича (до мажор, 1941)
2 июля 1942 года двадцатилетний летчик лейтенант Литвинов, чудом прорвавшись сквозь вражеское окружение, сумел привезти в блокадный Ленинград медикаменты и четыре пухлые нотные тетради с партитурой Седьмой симфонии Д.Д. Шостаковича, а на следующий день в «Ленинградской правде» появилась короткая заметка: «В Ленинград доставлена на самолете партитура Седьмой симфонии Дмитрия Шостаковича. Публичное исполнение ее состоится в Большом зале Филармонии». Событие, аналогов которому история музыки еще не знала: в осажденном городе страшно истощенные музыканты (участвовали все, кто остался в живых) под управлением дирижера Карла Элиасберга исполнили новую симфонию Шостаковича. Ту самую, которую композитор сочинял в первые недели блокады, пока его с семьей не эвакуировали в Куйбышев (Самару). В день ленинградской премьеры, 9 августа 1942 года, Большой зал Ленинградской филармонии был до отказа заполнен обессиленными жителями города с полупрозрачными лицами, но при этом в нарядных одеждах, и военными, приехавшими прямо с передовой. Через динамики по радио симфония транслировалась на улицах. В этот вечер весь мир, замерев, внимал небывалому подвигу музыкантов.
Примечательно, но знаменитая тема в духе равелевского «Болеро», которую теперь принято олицетворять с бездумно движущейся и уничтожающей всё на своем пути фашистской армией, была написана Шостаковичем еще до начала войны. Однако в первую часть Ленинградской симфонии она вошла вполне закономерно, заняв место так называемого «эпизода нашествия». Провидческим оказался и жизнеутверждающий финал, предвосхитивший вожделенную Победу, от которой его отделяли еще такие долгие три с половиной года.
Международному дню Музыки в России посвящены различные музыкальные мероприятия – творческие встречи с композиторами, исполнителями, музыковедами, выставки музыкальных инструментов и произведений искусства, связанных с музыкой.
Начало третьего тысячелетия показывает, что музыка не утрачивает своего значения, а напротив – потребность в ней увеличивается. Всё меняется, меняется очень быстро – средства записи и воспроизведения музыки делают её всё более доступной, новые возможности мультимедиа позволяют слушать и смотреть выступления музыкантов на всё более совершенных средствах представления информации.
В музыке заложена огромная сила. Мало кто может оставаться равнодушным к музыке. Каждый может найти в ней собственные чувства и переживания, ведь композиторы пытались выразить в своих произведениях состояние души. Их великие имена всегда с благодарностью будут произносить потомки. Музыка не стареет, она будет жить столько, сколько будет существовать человек.
Мы не мыслим свою жизнь без музыки, это ее неотъемлемая часть. Музыка помогает нам переживать тяготы и невзгоды, трудные минуты или, наоборот, подчеркивает красоту и неповторимость радостных моментов. Музыка идет рука об руку с человеком на протяжении всей тысячелетней истории, в первую очередь благодаря замечательным людям, готовым со всеми поделиться своим талантом.
Успехов и фантазии!
С уважением, Татьяна Игоревна.