Апрель, 2024. День космонавтики.

 Здравствуйте, уважаемые родители!

День Космонавтики.



«Человек во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть и иметь в запасе пространство хотя бы Солнечной системы»

Циолковский К. Э.

  

Что такое космос? Каковы задачи исследования космоса?

Ещё в далёкие времена древние греки называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает «порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства, познать законы окружающего мира. Современное понятие космос включает всё пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное пространство. Космос – эквивалент понятия Вселенная. Расширение границ познания об окружающем мире, практическое использование резервов космоса. Вселенная — совокупность всего, что существует физически. Ближний космос — исследуемый человеком. Дальний космос — мир звёзд и галактик. Космонавтика — теория и практика полётов в космос.

 

 

12 апреля - День космонавтики.

Двадцатый век был веком новых технологий и важных открытий. Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое событие — первый полёт человека в космос.

Ровно 62 года назад, 12 апреля 1961 года, в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с 27-летним пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. И весь мир замер в ожидании…


Будущий космонавт № 1 родился в семье крестьянина и доярки Гагариных 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области. В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в школу. Смоленщина – это та территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери. Учиться было трудно. Не хватало элементарного – бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование. Ученики стремились к знаниям, война лишь усилила эту тягу. Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу. В литературе ему нравились разные направления. Он любил стихи Пушкина и Лермонтова. Читал Твардовского и Исаковского; эти поэты писали о войне. А война была знакома Юрию не понаслышке. Скорее всего, Юрию Гагарину, как и любому ребёнку, в детстве нравились сказки. Кто знал, что именно ему доведётся в дальнейшем сказку сделать былью. Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку. Когда Юрий стал взрослым человеком, и у него родились две дочки, Елена и Галина, то он возил их на поле, где в 1812 году произошла крупнейшая битва между русской армией и армией Наполеона – Бородино.

В мае 1949 г. окончил Гжатскую неполную среднюю школу и поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10 по специальности формовщик–литейщик.

Одновременно с учебой в училище Юрий, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи. В 1951 г. Он становится студентом Саратовского индустриального техникума. Именно в те годы он увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский аэроклуб.

В июне Гагарин с отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле – совершил первый самостоятельный полет на самолете Як-18 и 10 октября того же года окончил Саратовский аэроклуб. 7 октября 1955 г. Юрий Алексеевич был призван в ряды Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское военно-авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 г. он закончил училище и через несколько дней женился на Валентине Ивановне Горячевой. В браке родились две дочери: Елена – ныне директор музея-заповедника «Московский Кремль» и Галина, ставшая экономистом, профессором Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова.

В конце 1957 г. Гагарин прибыл к месту своего назначения – истребительный авиационный полк Северного флота. 9 декабря 1959 г. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС К.А. Вершинина он зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта приступил к тренировкам.

И руководитель советского космического проекта Сергей Павлович Королев, и руководители Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали, что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно представляющим Родину на международной арене.

12 апреля 1961 года в 9 часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал космический корабль "Восток" с пилотом–космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту.

Полет Юрия Гагарина длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55 завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной высоте 327 км. Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина. За свой полет он был удостоен званий Герой Советского Союза и "Летчик–космонавт СССР", награжден орденом Ленина. Уже в конце апреля Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. Гагарин посетил десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.

С 23 мая 1961 г. Гагарин стал командиром отряда космонавтов. А уже осенью 1961 г. он поступил в Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, чтобы получить высшее образование. Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина. Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и учеба в Академии. 20 декабря 1963 г. Гагарин был назначен заместителем начальника Центра подготовки космонавтов.

 

О задании Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961г.

Задания, которые дали Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они были записаны на бортовой магнитофон.

Это сейчас мы можем наблюдать регулярные полеты человека в космос, работу людей на космической станции. А тогда, в 1961 году, еще никто не знал, как поведет себя человек в космосе; были серьезные опасения, что космонавт сойдет с ума от ужаса, оказавшись за пределами родной планеты. Поэтому и задания были простыми, и дополнительно была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте оставленный там код.

 

О ракете с космическим кораблем «Восток».

Все мы привыкли к виду ракеты – это огромный корабль вытянутой стреловидной конструкции. Однако на орбиту вылетела только капсула, напоминающая по форме пушечное ядро с третьей ступенью двигателя. Остальная часть ракеты состояла из отделяемых ступеней, которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.

 


Общая масса космического корабля «Восток» достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) – 4,4 м, а диаметр – 2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя составлял 6,17 тонны, а их длина в связке – 7,35 м. Сейчас уже признают, что «Восток-1» не был ни надежным, ни комфортным космическим кораблем. Конструкторы очень торопились собрать корабль, ведь поступали сведения, что на конец апреля запуск пилотируемого корабля запланировали американцы. При разработке космического корабля «Восток-1» отказались сначала от системы аварийного спасения на старте, затем от системы мягкой посадки корабля – спуск происходил по баллистической траектории, как если бы капсулой - «ядром» действительно выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше. Отказались даже от дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту он в любом случае в течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние слои атмосферы и вернулся бы на землю. Именно на эти 10 суток рассчитывались и системы жизнеобеспечения для космонавта.



Тайны первого космического полета.

Данные о проблемах, возникших при запуске первого космического корабля, долгое время держали в тайне. Однако проблемы начались еще до старта: при проверке герметичности датчик на люке, через который в капсулу зашел Гагарин, не выдал сигнал о герметичности.  Поскольку до старта оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам «Формулы-1». В считанные минуты отвернули 30 гаек, проверили и поправили датчик и вновь закрыли люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время. На завершающем этапе старта не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты при отказе тормозной установки, то есть с помощью «аэродинамического торможения», мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней, а не 10 дней, на которые была рассчитана система жизнеобеспечения.

Готовились к разным вариантам развития событий: о полете были предупреждены все ПВО страны, чтобы отследить траекторию полета Гагарина, заранее было заготовлено и обращение к народам мира с просьбой о поиске первого советского космонавта, если бы приземление произошло за рубежом. Вообще сообщений было заготовлено три – второе о трагической гибели Гагарина, а третье, которое и было опубликовано – о его успешном полете.

 

Посадка космического корабля «Восток».

Во время посадки тормозная двигательная установка отработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате вместо шарообразной капсулы в стратосферу вошел весь корабль, вместе с третьей ступенью.

Из-за неправильной геометрической формы в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Спускаемый аппарат отделился от приборно-двигательного отсека только тогда, когда корабль вошел в более плотные слои атмосферы.

Гагарин был готов 8-10-кратным перегрузкам, но совершенно не готов был к горящей обшивке корабля и текущим струйкам жидкого металла по иллюминаторам. При входе в плотные слои атмосферы температура снаружи достигала 3-5 тысяч градусов.

Спускаемый аппарат с Гагариным приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса в районе села Смеловка. Сам Гагарин катапультировался из капсулы корабля на высоте полтора километра. Порывами ветра космонавта понесло прямо в холодные воды Волги – только огромный опыт и хладнокровие помогли ему, управляя стропами парашюта, приземлиться на суше.

 

 

 

«Добро пожаловать на Землю!»

Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли и военные. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

 

«Что писали газеты того времени?»

«Первый полёт в космос – событие века»

«Беспрецедентный подвиг во имя мира и прогресса человечества. Космонавт Гагарин в течение короткого промежутка времени стал героем нашего поколения. Вот это день! Вот это время!»

«Начало эры полёта человека в космос является результатом грандиозных достижений учёных, инженеров, космонавтов, всего советского народа».

«Весь мир переполняет гордость. Речь идёт о великом событии – первом полете Человека в космос».

«Жители планеты Земля потрясены известием о новом достижении русских учёных в области космонавтики. Это достижение доказывает, что человеческий ум не имеет преград».

 

Почему «Поехали»?

Все знают, что перед стартом Гагарин сказал знаменитое: «Поехали!». Но почему «поехали»? Сегодня те, кто работал и тренировался бок о бок, вспоминают, что это слово было любимым словом известного летчика-испытателя Марка Галлая. Он был одним из тех, кто готовил к первому полету в космос шестерых кандидатов и во время тренировок спрашивал: «К полету готов? Ну, тогда, давай. Поехали!»

Сегодня достаточно часто упоминают о добрых предполетных разговорах Королёва с Гагариным, уже сидящего в скафандре, в кабине. Королёв тогда с заботливостью любящей бабушки предупреждал Гагарина, что голодать во время полета не придется – у него больше 60 тюбиков с едой, есть все, даже варенье.

Совсем редко упоминают о фразе, сказанной в эфире Гагариным во время посадки, когда иллюминатор заливало огнем и расплавленным металлом: «Я горю, прощайте, товарищи».

 


Но для всего мира самой главной останется фраза, сказанная Гагариным уже после приземления: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать её».

 

Успехов и фантазии!

 

С уважением, Татьяна Игоревна.