Апрель, 2024. День космонавтики.
Здравствуйте, уважаемые родители!
День Космонавтики.
«Человек
во что бы то ни стало должен одолеть земную тяжесть и иметь в запасе
пространство хотя бы Солнечной системы»
Циолковский
К. Э.
Что
такое космос? Каковы задачи исследования космоса?
Ещё в далёкие времена древние греки
называли Мир (или Вселенную) Космосом, что в буквальном переводе означает
«порядок». Космос — это единственная в своем роде природная лаборатория, дающая
человеку возможность исследовать ряд вопросов, касающихся мироустройства,
познать законы окружающего мира. Современное понятие космос включает всё
пространство Вселенной, в том числе и Землю, околоземное и межпланетное
пространство. Космос – эквивалент понятия Вселенная. Расширение границ познания
об окружающем мире, практическое использование резервов космоса. Вселенная —
совокупность всего, что существует физически. Ближний космос — исследуемый
человеком. Дальний космос — мир звёзд и галактик. Космонавтика — теория и
практика полётов в космос.
12
апреля - День космонавтики.
Двадцатый век был веком новых технологий
и важных открытий. Двадцатый век – это век, в котором произошло историческое
событие — первый полёт человека в космос.
Ровно 62 года назад, 12 апреля 1961 года, в 9.07 по московскому времени с космодрома Байконур стартовал корабль «Восток» с 27-летним пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. И весь мир замер в ожидании…
Будущий космонавт № 1 родился в семье крестьянина и доярки Гагариных 9 марта 1934 года в Гжатском районе Смоленской области. В 1941 году, когда мальчику исполнилось 7 лет, он пошел в школу. Смоленщина – это та территория, на которой война проявила себя в полной мере. Когда её заняли немцы, учёба для детей, в том числе и для Юрия Гагарина, на время была прекращена. Лишь в 1944 году школа вновь распахнула двери. Учиться было трудно. Не хватало элементарного – бумаги. Найти клочок бумаги было большим счастьем. Но никакие трудности не смогли помешать детям, жившим в послевоенное время, получить образование. Ученики стремились к знаниям, война лишь усилила эту тягу. Из школьных предметов Юрий Гагарин особенно любил историю, математику и литературу. В литературе ему нравились разные направления. Он любил стихи Пушкина и Лермонтова. Читал Твардовского и Исаковского; эти поэты писали о войне. А война была знакома Юрию не понаслышке. Скорее всего, Юрию Гагарину, как и любому ребёнку, в детстве нравились сказки. Кто знал, что именно ему доведётся в дальнейшем сказку сделать былью. Гагарина интересовало многое. Он любил музыку, спорт, хорошую шутку. Когда Юрий стал взрослым человеком, и у него родились две дочки, Елена и Галина, то он возил их на поле, где в 1812 году произошла крупнейшая битва между русской армией и армией Наполеона – Бородино.
В мае 1949 г. окончил
Гжатскую неполную среднюю школу и поступил в Люберецкое ремесленное училище №
10 по специальности формовщик–литейщик.
Одновременно с учебой в
училище Юрий, поступил в Люберецкую вечернюю школу рабочей молодежи. В 1951 г.
Он становится студентом Саратовского индустриального техникума. Именно в те
годы он увлекся авиацией и 25 октября 1954 года впервые пришел в Саратовский
аэроклуб.
В июне Гагарин с
отличием окончил Саратовский индустриальный техникум, в июле – совершил первый
самостоятельный полет на самолете Як-18 и 10 октября того же года окончил
Саратовский аэроклуб. 7 октября 1955 г. Юрий Алексеевич был призван в ряды
Советской Армии и направлен в город Оренбург на учебу в 1-е Чкаловское
военно-авиационное училище летчиков имени К. Е. Ворошилова. 25 октября 1957 г.
он закончил училище и через несколько дней женился на Валентине Ивановне
Горячевой. В браке родились две дочери: Елена – ныне директор музея-заповедника
«Московский Кремль» и Галина, ставшая экономистом, профессором Российского
экономического университета им. Г.В. Плеханова.
В конце 1957 г. Гагарин
прибыл к месту своего назначения – истребительный авиационный полк Северного
флота. 9 декабря 1959 г. Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в
группу кандидатов в космонавты. 3 марта 1960 г. приказом Главнокомандующего ВВС
К.А. Вершинина он зачислен в группу кандидатов в космонавты, а с 11 марта
приступил к тренировкам.
И руководитель
советского космического проекта Сергей Павлович Королев, и руководители
Оборонного отдела ЦК КПСС, курировавшие космические разработки, и руководители
Министерства общего машиностроения и Министерства обороны прекрасно понимали,
что первый космонавт должен стать лицом нашего государства, достойно
представляющим Родину на международной арене.
12 апреля 1961 года в 9
часов 7 минут по московскому времени с космодрома Байконур стартовал
космический корабль "Восток" с пилотом–космонавтом Юрием Алексеевичем
Гагариным на борту.
Полет Юрия Гагарина
длился 108 минут, его корабль выполнил один оборот вокруг Земли и в 10:55
завершил полет. Корабль передвигался со скоростью 28 260 км/ч на максимальной
высоте 327 км. Спустя два дня Москва приветствовала героя космоса. На Красной
площади прошел многолюдный митинг, посвященный осуществлению первого в мире
космического полета. Тысячи людей хотели своими глазами увидеть Гагарина. За
свой полет он был удостоен званий Герой Советского Союза и
"Летчик–космонавт СССР", награжден орденом Ленина. Уже в конце апреля
Юрий Гагарин отправился в свою первую зарубежную поездку. Гагарин посетил
десятки стран, встретился с тысячами людьми. Встретиться с ним считали за честь
короли и президенты, политические деятели и ученые, артисты и музыканты.
С 23 мая 1961 г.
Гагарин стал командиром отряда космонавтов. А уже осенью 1961 г. он поступил в
Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского, чтобы получить
высшее образование. Последующие годы были очень напряженными в жизни Гагарина.
Много времени и сил отнимала работа по подготовке новых полетов в космос и
учеба в Академии. 20 декабря 1963 г. Гагарин был назначен заместителем
начальника Центра подготовки космонавтов.
О
задании Ю. А. Гагарина 12 апреля 1961г.
Задания, которые дали
Гагарину, были самыми простыми: он попробовал есть и пить в космосе, сделал
несколько записей карандашом, а все свои наблюдения произносил вслух, чтобы они
были записаны на бортовой магнитофон.
Это сейчас мы можем
наблюдать регулярные полеты человека в космос, работу людей на космической
станции. А тогда, в 1961 году, еще никто не знал, как поведет себя человек в
космосе; были серьезные опасения, что космонавт сойдет с ума от ужаса,
оказавшись за пределами родной планеты. Поэтому и задания были простыми, и
дополнительно была предусмотрена сложная система перевода корабля на ручное
управление: космонавт должен был вскрыть конверт и вручную ввести на пульте
оставленный там код.
О
ракете с космическим кораблем «Восток».
Все мы привыкли к виду
ракеты – это огромный корабль вытянутой стреловидной конструкции. Однако на
орбиту вылетела только капсула, напоминающая по форме пушечное ядро с третьей
ступенью двигателя. Остальная часть ракеты состояла из отделяемых ступеней,
которые «отваливались» после того, как в них было выработано все топливо.
Общая масса космического
корабля «Восток» достигала 4,73 тонны, длина (без антенн) – 4,4 м, а диаметр –
2,43 м. Вес космического корабля вместе с последней ступенью ракеты-носителя
составлял 6,17 тонны, а их длина в связке – 7,35 м. Сейчас уже признают, что
«Восток-1» не был ни надежным, ни комфортным космическим кораблем. Конструкторы
очень торопились собрать корабль, ведь поступали сведения, что на конец апреля
запуск пилотируемого корабля запланировали американцы. При разработке
космического корабля «Восток-1» отказались сначала от системы аварийного
спасения на старте, затем от системы мягкой посадки корабля – спуск происходил
по баллистической траектории, как если бы капсулой - «ядром» действительно
выстрелили из пушки. Такая посадка происходит с огромными перегрузками – на
космонавта действует сила тяжести в 8-10 раз больше, чем мы ощущаем на Земле, и
Гагарин чувствовал себя так, словно весил в 10 раз больше. Отказались даже от
дублирующей тормозной установки. Последнее решение было обосновано тем, что при
запуске корабля на низкую 180-200 километровую орбиту он в любом случае в
течение 10 суток сошёл бы с неё вследствие естественного торможения о верхние
слои атмосферы и вернулся бы на землю. Именно на эти 10 суток рассчитывались и
системы жизнеобеспечения для космонавта.
Тайны
первого космического полета.
Данные о проблемах,
возникших при запуске первого космического корабля, долгое время держали в
тайне. Однако проблемы начались еще до старта: при проверке герметичности
датчик на люке, через который в капсулу зашел Гагарин, не выдал сигнал о
герметичности. Поскольку до старта
оставалось чрезвычайно мало времени, такая неполадка могла привести к переносу
запуска. Тогда ведущий конструктор «Востока-1» Олег Ивановский с рабочими
продемонстрировали фантастические навыки, на зависть нынешним механикам
«Формулы-1». В считанные минуты отвернули 30 гаек, проверили и поправили датчик
и вновь закрыли люк положенным образом. На сей раз проверка герметичности
прошла успешно, а старт был осуществлен в запланированное время. На завершающем
этапе старта не сработала система радиоуправления, которая должна была
выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после
срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на
орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход
с такой орбиты при отказе тормозной установки, то есть с помощью
«аэродинамического торможения», мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней,
а не 10 дней, на которые была рассчитана система жизнеобеспечения.
Готовились к разным
вариантам развития событий: о полете были предупреждены все ПВО страны, чтобы
отследить траекторию полета Гагарина, заранее было заготовлено и обращение к
народам мира с просьбой о поиске первого советского космонавта, если бы
приземление произошло за рубежом. Вообще сообщений было заготовлено три –
второе о трагической гибели Гагарина, а третье, которое и было опубликовано – о
его успешном полете.
Посадка
космического корабля «Восток».
Во время посадки
тормозная двигательная установка отработала успешно, но с недобором импульса,
так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате
вместо шарообразной капсулы в стратосферу вошел весь корабль, вместе с третьей
ступенью.
Из-за неправильной геометрической
формы в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно
кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Спускаемый аппарат отделился от
приборно-двигательного отсека только тогда, когда корабль вошел в более плотные
слои атмосферы.
Гагарин был готов
8-10-кратным перегрузкам, но совершенно не готов был к горящей обшивке корабля
и текущим струйкам жидкого металла по иллюминаторам. При входе в плотные слои
атмосферы температура снаружи достигала 3-5 тысяч градусов.
Спускаемый аппарат с
Гагариным приземлился в Саратовской области, неподалёку от города Энгельса в
районе села Смеловка. Сам Гагарин катапультировался из капсулы корабля на
высоте полтора километра. Порывами ветра космонавта понесло прямо в холодные
воды Волги – только огромный опыт и хладнокровие помогли ему, управляя стропами
парашюта, приземлиться на суше.
«Добро
пожаловать на Землю!»
Первыми людьми, которые
встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна
Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита. Вскоре к месту событий прибыли и
военные. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая
повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал
командиру дивизии ПВО: «Прошу передать
главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя
хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».
«Что
писали газеты того времени?»
«Первый
полёт в космос – событие века»
«Беспрецедентный
подвиг во имя мира и прогресса человечества. Космонавт Гагарин в течение
короткого промежутка времени стал героем нашего поколения. Вот это день! Вот
это время!»
«Начало
эры полёта человека в космос является результатом грандиозных достижений
учёных, инженеров, космонавтов, всего советского народа».
«Весь
мир переполняет гордость. Речь идёт о великом событии – первом полете Человека
в космос».
«Жители
планеты Земля потрясены известием о новом достижении русских учёных в области
космонавтики. Это достижение доказывает, что человеческий ум не имеет преград».
Почему
«Поехали»?
Все знают, что перед
стартом Гагарин сказал знаменитое: «Поехали!».
Но почему «поехали»? Сегодня те, кто работал и тренировался бок о бок,
вспоминают, что это слово было любимым словом известного летчика-испытателя
Марка Галлая. Он был одним из тех, кто готовил к первому полету в космос
шестерых кандидатов и во время тренировок спрашивал: «К полету готов? Ну, тогда, давай. Поехали!»
Сегодня достаточно
часто упоминают о добрых предполетных разговорах Королёва с Гагариным, уже сидящего
в скафандре, в кабине. Королёв тогда с заботливостью любящей бабушки
предупреждал Гагарина, что голодать во время полета не придется – у него больше
60 тюбиков с едой, есть все, даже варенье.
Совсем редко упоминают
о фразе, сказанной в эфире Гагариным во время посадки, когда иллюминатор
заливало огнем и расплавленным металлом: «Я
горю, прощайте, товарищи».
Но для всего мира самой
главной останется фраза, сказанная Гагариным уже после приземления: «Облетев Землю в корабле-спутнике, я увидел,
как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не
разрушать её».
Успехов и фантазии!
С уважением, Татьяна Игоревна.